В бесконечных разговорах о Боевых Искусствах ( Б.И. ) часто употребляют термин СЭНСЭЙ. Некоторые также произносят этот термин, как САНСЭЙ, по-видимому полагая, что это синонимы. Но, к сожалению, как среди простых обывателей, так и среди специалистов немногие понимают, какой смысл на самом деле вкладывают в это понятие на Востоке, и в частности - в Японии. По-видимому, настало время разобраться с этим и другими терминами, которые имеют хождение в отечественных Б.И. Итак, сам термин СЭНСЭЙ 先生 переводится с японского дословно, как "родившийся ранее". То есть, можно предположить, что речь идёт всего лишь о человеке, более старшим по возрасту. Но это будет неверно, ибо в Японии этот термин используют как вежливое обращение не только к старшим, но и к Учителям. Каждый японец с малых лет привыкает уважительно относиться к тому, кого по праву можно назвать Учителем ( причём, совсем необязательно речь здесь идёт о Учителе Б.И. ). Тут нужно понимать, что Учитель традиционных Б.И. не продаёт какую-либо услугу - он делится со своими учениками частью своей жизни. И в качестве примера, имеет смысл привести следующую японскую пословицу: "Родители подарили мне жизнь, Учитель сделал из меня человека". На мой взгляд, этим всё сказано... Если мы обратимся к иному термину, то узнаем, что САНСЭЙ 三世 переводится с японского дословно, как "третье поколение". То есть, используя этот термин при обращении к Учителю Б.И., вы называете его... "внуком". Что, согласитесь, звучит абсурдно и не имеет ничего общего с уважением !

Следующий термин или понятие, интересующее нас - это Мастер Б.И. Согласно расхожему обывательскому мнению, это "человек, одетый в кимоно, повязанное чёрным поясом". Чтобы узнать, что на самом деле символизирует ЧЁРНЫЙ ПОЯС , давайте обратимся к недавней истории Японии. В самом начале XX века, ренегат ТОТЭ 唐手 ( так называли на Окинаве стили рукопашного боя китайского происхождения ) и создатель одной из первых школ японского КАРАТЭ 空手, по окончании очередной чайной церемонии вручил её участникам чёрные пояса. Этого ренегата звали Гитин Фунакоси и с его лёгкой руки чёрный пояс стал символом прогресса в изучении Б.И. Но были ли эти первые обладатели чёрных поясов Мастерами Б.И. ? Естественно нет, ибо на тот момент СЭНСЭЙ удостоил этим знаком отличия всего лишь учеников, достигших определённого прогресса. А понятие Мастер или по-японски МЭЙДЗИН 名人 ( дословно, "мастер своего дела, уважаемый человек" ), применимо лишь к немногим Экспертам высочайшего уровня, поистине ЖИВЫМ ЛЕГЕНДАМ ( как правило, преклонного возраста ), которые сделали себе имя, пройдя долгим и нелёгким Путём Б.И.

Если уж мы с Вами заговорили о таком знаке отличия в Б.И., как чёрный пояс, то необходимо упомянуть и о том, что каждый чёрный пояс имеет определённый ранг. Историческая подоплёка сего такова: во время передышки между двумя Мировыми войнами японские Б.И. переживали очередной бум и тогда ведущий Институт японского ДЗЮДО - КОДОКАН 講道館 ( дословно, "дом изучения пути" ), направил своего Эксперта, СЭНСЭЯ МИКИНОСУКЭ КАВАЙСИ в Европу. Именитый японец начал преподавать Б.И. для европейцев в традиционном ключе и очень скоро столкнулся с серьёзной проблемой. Европейцы, в отличие от его прежних японских учеников, не были готовы к немотивированному продвижению по Пути Б.И. Они требовали подтверждения своих умений на промежуточных этапах и тогда смышлённый СЭНСЭЙ предложил им квалификационные ранги ученических степеней, называющиеся по-японски КЮ 級. А затем, эта же идея нашла своё продолжение в создании рангов и для чёрных поясов. Ранг чёрного пояса по-японски звучит как ДАН 段 ( дословно, "степень" или "уровень" ) и в современных Б.И. их насчитывается от 6 до 10, в зависимости от школы, а в некоторых - и до 15. Существует также условное деление рангов в иерархии школ Б.И. на младшую ступень ( с 1 по 5 дан ) - КУРО ОБИ 黒帯 ( дословно, "чёрные пояса" ), старшую ступень ( с 6 по 8 дан ) - КОХАКУ ОБИ 琥珀帯 ( дословно, "коралловые" или "красно-белые пояса" ) и патриархов ( 9 и 10 дан ) - АКА ОБИ 赤帯 ( дословно, "красные пояса" ). Самого обладателя этих рангов по-японски называют ЮДАНСЯ 有段者 ( дословно, "тот, кто обладает степенью" ), а старших обладателей ранга в иерархии школ Б.И. называют КОДАНСЯ 高段者 ( дословно, "обладатель высокой степени" ).

В этой статье имеет смысл также вспомнить о термине СОКЭ 宗家 ( дословно, "глава семьи" ), который не имеет "привязки" к определённой мастерской степени. Скорее, этот термин отражает истиную суть Учителя, его предназначение на Пути Б.И. В отличие от титулов, присваиваемых в соответствии с рангом и / или уровнем педагогических навыков, этот титул является наследуемым. Как правило, титул СОКЭ передаётся старшему в семье, следующему за Основателем Школы или последующим носителем титула. Печально наблюдать, что сегодня этим термином величают себя все, кому не лень. И самозванцы, возраст которых едва перевалил за 30 лет, уже смело наделяют себя высочайшими степенями и титулами. Особенно много подобных деятелей в Америке; хватает их и в Европе. Что же касается Азии, там главным критерием оценки претендента на подобный титул по-прежнему является возраст. В самой Японии невозможно встретить Экспертов Б.И. моложе 50 лет, носящих подобный титул. По мнению японских Экспертов Б.И., молодёжь не может претендовать на высокое качество преподавания. Следует отметить ещё один важный и малоизвестный аспект: претендента на этот титул имеет право рекомендовать КОДАНСЯ либо непосредственно обладатель титула СОКЭ ( как правило, практикующий Б.И. не менее 40 лет ). Затем кандидатура претендента рассматривается так называемым "кругом равных" - СОКЭ ДАЙ ХЁГИКАЙ 宗家大評議会 ( дословно, "большим советом глав семей" ). И только их вердикт является окончательным для того, чтобы претендент смог по праву носить титул СОКЭ. Здесь уместно будет привести в качестве примера следующую поговорку: "Назвать себя Мастером не трудно. Трудно им стать" © Олег Шепрут

Если говорить об отечественных Б.И., то и в них наблюдаются некие стереотипы, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий изучения КАРАТЭ, как определённого феномена Б.И. на всём постсоветском пространстве. Тогда, в 60-х годах прошлого века, первые отечественные энтузиасты по крупицам собирали отрывочные сведения о таинственных японских Мастерах Б.И. Отсутствие прямых контактов с японскими, да зачастую с любыми толковыми Экспертами, приводило к заполнению пробелов в теории "экзотической отсебятиной". Затем, следующие поколения отечественных "каратистов" уже брали за основу то, что было изобретено пытливыми умами первопроходцев. Зачастую, это противоречило не только истинному положению дел в японских Б.И., но и здравому смыслу. Но, по меткому выражению известного Вам СОКЭ © "Мифотворчество всегда интересно сюжетной непредсказуемостью". Так, одной из этих баек стало наделение обладателя чёрного пояса небывалым мастерством. Доходило до того, что в отечественных школах Б.И. искусственно сдерживался квалификационный рост учеников и никто не мог сдать экзамен на право ношения чёрного пояса. Потому что сам (!) Учитель носил чёрный пояс. Некоторые "прогрессивные" Учителя, присваивая заветный чёрный пояс своему лучшему Ученику, затем изгоняли его из Школы: мол, двум чёрным поясам в одной Школе нет места. А Ученик, якобы достигший "небывалого уровня мастерства", теперь был готов к созданию собственной Школы...

Прошли годы. Теперь благодаря Интернету мы с Вами можем узнать многое из того, что ещё вчера было "страшной тайной Б.И." Однако, мало что изменилось в сознании обывателей, которые до сих пор свято верят в то, что самый "крутой" в Б.И. - это СЭНСЭЙ, который имеет 10 ДАН ( ну, в крайнем случае, 9 ДАН - никак не меньше ). Критичность ума, как основной критерий для работы с извлечением Истины из хаоса иллюзий, по-прежнему, в остром дефиците. По сему, имеет смысл объяснить реальное положение дел. Итак, что означают эти степени ДАН ? Не более, чем уровень ученичества. Да-да, я не ошибся - именно ученичества. Потому что, в японских Б.И. ученика, получившего чёрный пояс, называют СЁДАН 初段 ( дословно, "первый уровень" ). Таким образом, этот первый чёрный пояс всего лишь символизирует окончание начальной школы. Далее наступает этап закрепления навыков, чему соответствуют степени НИДАН 二段 и САНДАН 三段 ( дословно, "второй уровень" и "третий уровень", соответственно ). А понятие Эксперт в японских Б.И. применимо к тем, кто достиг степени ЁНДАН 四段 ( дословно, "четвёртый уровень" ) и готов к дальнейшему совершенствованию своих навыков. Далее начинается рост ЭКСПЕРТА в масштабе, вначале национальном - для того, кто имеет степень ГОДАН 五段 ( дословно, "пятый уровень" ), а затем и международном - для того, кто имеет степень РОКУДАН 六段 ( дословно, "шестой уровень" ). Следующие степени, такие как СИТИДАН 七段 и ХАТИДАН 八段 ( дословно, "седьмой уровень" и "восьмой уровень", соответственно ), присваиваются за заслуги в Б.И. Экспертам старше 50 лет, обладающим мировой известностью. Эти степени подтверждают не мифическую "крутизну" обладателей, а скорее уровень их преподавательских навыков и умение передать накопленный опыт в воспитании следующих поколений талантливых Учеников.

Что касается таких степеней, как 10 ДАН, то на мой взгляд, обладателей таковыми... НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВОВСЕ ! Ибо, нет предела Совершенству. А объявлять себя живым воплощением Совершенства - это уже от лукавого, Вы не находите ?! Но это моё личное мнение и я отнюдь не претендую на звание "носителя Истины в последней инстанции". Однако, в МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ - КОКУСАЙ СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ высшей степенью является КУДАН 九段 ( дословно, "девятый уровень" ), а степень ДЗЮДАН 十段 ( дословно, "десятый уровень" ) ОТСУТСТВУЕТ ПО ВЫШЕОПИСАННЫМ ПРИЧИНАМ . Таково положение дел в этой сфере сегодня. И я искренне рад, если сумел прояснить некоторые аспекты теории Б.И., в которой у большинства обывателей вопросов больше, чем ответов.

С уважением,
СОКЭ Шепрут Олег Юрьевич


24 августа 2014 года