Новости Для вас Учителя Школа Турниры Семинары Партнеры
Русский English Вконтакте Facebook Instagram Одноклассники Twitter

СЭНСЭЙ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ САНСЭЙ

В бесконечных разговорах о Боевых Искусствах ( Б.И. ) часто употребляют термин СЭНСЭЙ. Некоторые также произносят этот термин, как САНСЭЙ, по-видимому полагая, что это синонимы. Но, к сожалению, как среди простых обывателей, так и среди специалистов немногие понимают, какой смысл на самом деле вкладывают в это понятие на Востоке, и в частности - в Японии. По-видимому, настало время разобраться с этим и другими терминами, которые имеют хождение в отечественных Б.И. Чтобы понимать, о чём идёт речь, давайте попробуем для начала перевести с японского термин СЭНСЭЙ. Дословно это звучит, как "родившийся ранее". То есть, можно предположить, что речь идёт всего лишь о человеке, более старшим по возрасту. Но это будет неверно, ибо в Японии этот термин используют как вежливое обращение не только к старшим, но и к Учителям. Каждый японец с малых лет привыкает уважительно относиться к тому, кого по праву можно назвать Учителем ( причём, совсем необязательно речь здесь идёт о Учителе Б.И. ). В качестве примера, имеет смысл привести следующую японскую пословицу: "Родители дали мне жизнь, Учитель сделал из меня человека". На мой взгляд, этим всё сказано... Если мы обратимся к иному термину, то узнаем, что САНСЭЙ, переводится с японского, как "родившийся третьим" ( или "третье поколение" ). То есть, используя этот термин при обращении к Учителю Б.И., вы называете его... "внуком". Что, согласитесь, звучит абсурдно и не имеет ничего общего с уважением !

Следующий термин или понятие, интересующее нас - это МАСТЕР Б.И. Согласно расхожему обывательскому мнению, это человек, одетый в кимоно, повязанное чёрным поясом. Чтобы узнать, что на самом деле символизирует ЧЁРНЫЙ ПОЯС , давайте обратимся к недавней истории Японии. В самом начале XX века, ренегат ТОТЭ ( так называли на Окинаве стили рукопашного боя китайского происхождения ), который переехал в Японию и создал там одну из первых школ японского КАРАТЭ, собрал своих учеников на чайную церемонию и по окончании вручил им чёрные пояса. Этого ренегата звали Гитин Фунакоси и с его лёгкой руки чёрный пояс стал символом прогресса в изучении Б.И. Но были ли эти первые обладатели чёрных поясов МАСТЕРАМИ Б.И. ? Естественно нет, ибо на тот момент СЭНСЭЙ удостоил этим знаком отличия всего лишь достигших определённого прогресса... Учеников. А понятие МАСТЕР или по-японски МЭЙДЗИН ( т.е., дословно "человек сделавший себя" ), применимо лишь к немногим ЭКСПЕРТАМ высочайшего уровня, поистине живым легендам ( как правило, преклонного возраста ), которые сделали себе имя, пройдя долгим и нелёгким Путём Б.И.

Если уж мы с Вами заговорили о таком знаке отличия в Б.И., как чёрный пояс, то необходимо упомянуть и о том, что каждый чёрный пояс имеет определённый ранг. Историческая подоплёка сего такова: после Второй Мировой войны японские Б.И. переживали очередной бум и тогда ведущий Институт японского ДЗЮДО - КОДОКАН, направил своего Эксперта, СЭНСЭЯ МИКИНОСУКЭ КАВАЙСИ в Европу. Именитый японец начал преподавать Б.И. для европейцев в традиционном ключе и очень скоро столкнулся с серьёзной проблемой. Европейцы, в отличии от его прежних японских учеников, не были готовы к немотивированному продвижению по Пути Б.И. Они требовали подтверждения своих умений на промежуточных этапах и тогда смышлённый СЭНСЭЙ предложил им квалификационные ранги ученических степеней, называющиеся по-японски КЮ. А затем, эта же идея нашла своё продолжение в создании рангов и для чёрных поясов. Ранг чёрного пояса по-японски звучит как ДАН ( т.е., дословно "степень" или "уровень" ) и в современных Б.И. их насчитывается от 6 до 10, в зависимости от школы, а в некоторых - и до 15. Существует также условное деление рангов в иерархии школ Б.И. на младшую ступень ( с 1 по 5 дан ) - КУРО ОБИ ( т.е., дословно "чёрные пояса" ), старшую ступень ( с 6 по 8 дан ) - КОХАКУ ОБИ ( т.е., дословно "бело-красные пояса" ) и патриархов ( 9 и 10 дан ) - АКА ОБИ ( т.е., дословно "красные пояса" ). Самого обладателя этих рангов по-японски называют ЮДАНСЯ ( т.е., дословно "тот, кто обладает степенью" ), а старших обладателей ранга в иерархии школ Б.И. называют КОДАНСЯ ( т.е., дословно "тот, кто обладает высокой / высшей степенью" ). 

В этой статье имеет смысл также вспомнить о термине СОКЭ ( т.е., дословно "глава семьи" ), который не имеет "привязки" к определённой мастерской степени. Скорее этот термин отражает истиную суть Учителя, его предназначение на Пути Б.И. В отличие от титулов, присваиваемых в соответствии с рангом и / или уровнем педагогических навыков, этот титул является наследуемым. Как правило, титул СОКЭ передаётся старшему в семье, следующему за Основателем Школы или последующим носителем титула. Печально наблюдать, что сегодня этим термином величают себя все, кому не лень. И самозванцы, возраст которых едва перевалил за 30 лет, уже смело наделяют себя высочайшими степенями и титулами. Особенно много подобных деятелей в Америке; хватает их и в Европе. Что же касается Азии, там главным критерием оценки претендента на подобный титул по-прежнему является возраст. В самой Японии невозможно встретить ЭКСПЕРТОВ Б.И. моложе 50 лет, носящих подобный титул. По мнению японских ЭКСПЕРТОВ Б.И., молодёжь не может претендовать на высокое качество преподавания. Следует отметить ещё один важный и малоизвестный аспект: претендента на этот титул имеет право рекомендовать лишь Учитель Б.И. в ранге ЭКСПЕРТА, либо непосредственно ЭКСПЕРТ, имеющий подтверждение подобного титула ( как правило, практикующий Б.И. не менее 40 лет ). Затем кандидатура претендента рассматривается так называемым "кругом равных" - СОКЭ ДАЙ КЁГИКАЙ ( т.е., дословно "большим советом глав семей" ). И только их вердикт является окончательным для того, чтобы претендент смог по праву носить титул СОКЭ. Здесь уместно будет привести в качестве примера следующую поговорку: "Назвать себя Мастером не трудно. Трудно им стать" © Олег Шепрут

Если говорить об отечественных Б.И., то и в них наблюдаются некие стереотипы, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий изучения КАРАТЭ, как определённого феномена Б.И. на всём постсоветском пространстве. Тогда, в 60-х годах прошлого века, первые отечественные энтузиасты по крупицам собирали отрывочные сведения о таинственных японских МАСТЕРАХ Б.И. Отсутствие прямых контактов с японскими, да зачастую с любыми толковыми ЭКСПЕРТАМИ, приводило к заполнению пробелов в теории "экзотической отсебятиной". Затем следующие поколения отечественных "каратистов" уже брали за основу то, что было изобретено пытливыми умами первопроходцев. Зачастую, это противоречило не только истинному положению дел в японских Б.И., но и здравому смыслу. Но, по меткому выражению известного Вам СОКЭ: "Мифотворчество всегда интересно сюжетной непредсказуемостью"© Так, одной из этих баек стало наделение обладателя чёрного пояса небывалым мастерством. Доходило до того, что в отечественных школах Б.И. искусственно сдерживался квалификационный рост учеников и никто не мог сдать экзамен на право ношения чёрного пояса. Потому что сам (!) Учитель носил чёрный пояс. И некоторые "прогрессивные" Учителя, присваивая заветный чёрный пояс своему лучшему Ученику, затем изгоняли его из Школы: мол, двум чёрным поясам в одной Школе нет места. И теперь Ученик, достигший "небывалого уровня мастерства", якобы был готов к созданию собственной Школы...

Прошли годы. Теперь благодаря Интернету мы с Вами можем узнать многое из того, что ещё вчера было "страшной тайной Б.И." Но к сожалению, мало что изменилось в сознании обывателей. Ибо они и по сию пору, свято верят в то, что самый "крутой" в Б.И. - это СЭНСЭЙ, который имеет 10 ДАН ( ну, в крайнем случае, 9 ДАН - никак не меньше ). Критичность ума, как основной критерий для работы с извлечением Истины из хаоса Иллюзий, по-прежнему, в остром дефиците. По сему, имеет смысл объяснить реальное положение дел. Итак, что означают эти степени ДАН ? Не более, чем уровень ученичества. Да-да, я не ошибся - именно ученичества. Потому что, в японских Б.И. Ученика, получившего чёрный пояс, называют СЁДАН ( т.е., дословно "первый уровень" ). Таким образом, этот первый чёрный пояс всего лишь символизирует окончание начальной школы. Далее наступает этап закрепления навыков, чему соответствуют степени НИДАН и САНДАН ( т.е., дословно "второй уровень" и "третий уровень", соответственно ). А понятие ЭКСПЕРТ в японских Б.И. применимо к тем, кто достиг степени ЁНДАН ( т.е., дословно "четвёртый уровень" ) и готов к дальнейшему совершенствованию своих навыков. Далее начинается рост ЭКСПЕРТА в масштабе, вначале национальном - для того, кто имеет степень ГОДАН ( т.е., дословно "пятый уровень" ), а затем и международном - для того, кто имеет степень РОКУДАН ( т.е., дословно "шестой уровень" ). Следующие степени, такие как СИТИДАН и ХАТИДАН ( т.е., дословно "седьмой уровень" и "восьмой уровень", соответственно ), присваиваются за заслуги в Б.И. ЭКСПЕРТАМ старше 50 лет, обладающим мировой известностью. Это относится не к уровню мифической "крутизны" настоящих ЭКСПЕРТОВ, а скорее к уровню их преподавательских навыков, их умению передать накопленный опыт и воспитать следующие поколения талантливых Учеников.

Что касается старших степеней, таких как 10 ДАН, то на мой взгляд, обладателей таковыми... не должно быть вовсе ! Ибо, нет предела Совершенству. А объявлять себя живым воплощением Совершенства - это уже от Лукавого, Вы не находите ?! Но это моё личное мнение и я отнюдь не претендую на звание "носителя Истины в последней инстанции". Тем не менее, в МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ - КОКУСАЙ СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ, такая степень, как ДЗЮДАН ( т.е., дословно "десятый уровень" ) ОТСУТСТВУЕТ ПО ВЫШЕОПИСАННЫМ ПРИЧИНАМ . Хотя некоторые, уважаемые мной ЭКСПЕРТЫ, являющиеся членами МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ - КОКУСАЙ СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ, имеют степень ДЗЮДАН в своих Школах Б.И. Но, я считаю, что это их личное дело и это их выбор. Таково положение дел в этой сфере сегодня. И я буду счастлив, если смог помочь Вам прояснить некоторые аспекты теории Б.И., в которой, по-прежнему, у большинства обывателей вопросов больше, чем ответов.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: Полагаю, что некоторые бдительные читатели могут задать вопрос о прежнем наличии в моём "дипломном багаже" тех самых пресловутых степеней ДЗЮДАН, вручённых мне в качестве признания заслуг в мировом КЭНПО. Специально для них, я могу сообщить, что С ЯНВАРЯ 2014 ГОДА окончательно и бесповоротно избавился от подобного "груза". В качестве примера приведу сие высказывание: "Желаете потешить своё эго - просто назовите себя совершенством" © Олег Шепрут. Потому я повязываю свой КОХАКУ ОБИ, с поклоном переступаю порог ДОДЗЁ ( т.е., дословно "место постижения пути" - применительно к Пути Б.И. ) и не претендую пока на большее. Ибо твёрдо знаю, что я - всего лишь Ученик, идущий по Пути Б.И. длиною в Жизнь !

С уважением,
Шепрут Олег Юрьевич, СОКЭ


24 августа 2012 года

 

Индекс цитирования

Яндекс.Метрика

Контакты

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ 

+7 921 5 921 936
+7 931 288 5 130

 realcombatrussia@gmail.com  
( Реальный Рукопашный Бой )

 opercombat@gmail.com
( Оперативный Рукопашный Бой )






Новости Для вас Учителя Школа Турниры Семинары Партнеры СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ,
Copyright © 2000-2017
Все права защищены